Концессионеры получат упрощенный доступ к льготам особых экономических зон
24 июня, 2022
Заместитель министра инвестиций, промышленности и науки Московской области посетила особую экономическую зону технико-внедренческого типа «Исток» во Фрязине
6 июля, 2022

Минэкономразвития РФ опубликовало отчёт о работе ОЭЗ за 2021 год

Минэкономразвития РФ направило в Правительство РФ отчёт о результатах работы особых экономических зон за 2021 год. Такой анализ проводится Минэкономразвития ежегодно в соответствии с правилами оценки эффективности функционирования ОЭЗ, утверждёнными Постановлением Правительства России.

По результатам оценки лидерами по эффективности за 2021 год стали промышленно-производственные зоны в Республике Татарстан (100%), в Липецкой (97,7%) и Тульской, Московской («Ступино Квадрат»), Калужской областях (96,7%).

Среди ОЭЗ технико-внедренческого типа лидерами по эффективности в 2021 году стали площадки в Москве (100%), Республике Татарстан (100%), Московской области («Дубна», «Исток» 100%) и Санкт-Петербург (95,1%).

Среди ОЭЗ туристко-рекреационного типа лидерами по эффективности признаны площадки в Алтайском крае (97%), в Карачаево-Черекесской Республике (95,3%), в Тверской области (92,8%).

Портовых ОЭЗ всего две – в Ульяновской области (96,7%) и в Астраханской области (19,4%).

ОЭЗ «Технополис Москва», ОЭЗ «Алабуга» и ОЭЗ «Иннополис» стали лидерами среди российских ОЭЗ по количеству созданных резидентами и управляющей компанией новых рабочих мест – 1350, 1267 и 1150 соответственно.

В лидеры среди ОЭЗ по объёму осуществленных инвестиций вошли «Технополис Москва» (28,4 млрд рублей), «Калуга» (20,2 млрд рублей) и «Иннополис» (16,2 млрд рублей).

По объёму уплаченных налогов в бюджетные системы России лидируют ОЭЗ «Санкт-Петербург» (16,2 млрд рублей), «Алабуга» (11,3 млрд рублей) и «Технополис Москва» (6,9 млрд рублей).

Оценка эффективности функционирования ОЭЗ произведена по двадцати пяти абсолютным и относительным количественным показателям, а также по шести расчетным показателям эффективности. Учитывались деятельность резидентов, рентабельность вложения средств федерального и регионального бюджетов в создание инфраструктуры, деятельность органов управления и другие параметры.

Заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вахруков рассказал, что по результатам оценки общая эффективность ОЭЗ возросла и составила 95% против 87% на конец 2020 года. При этом ОЭЗ за год показали отличную динамику. Эффективность их работы за 2021 год составила 96,5% против 94% за 2020 год, количество эффективных площадок возросло до 20 против 16 по итогам прошлого года. Резиденты в 2021 году были намного активнее чем в 2020 году. Двукратный прирост практически по всем показателям. Проинвестировали 150,4 млрд рублей против 87,5 млрд рублей за 2020 год, создали 10 183 рабочих места против 5 585, уплатили 90,4 млрд рублей налоговых таможенных платежей и страховых взносов против 47,8 млрд рублей в 2020 году.

«В целом можно говорить, что механизм ОЭЗ эффективен. Государство на 90% вернуло свои затраты на этот механизм. Резиденты уплатили 275,3 млрд рублей платежей во все бюджеты бюджетной системы России, при этом государство потратило на ОЭЗ 304,8 млрд рублей, из которых 204,9 млрд рублей прямых расходов на стройку и 99,9 млрд рублей в виде выпадающих доходов ввиду предоставления различных льгот. С учетом той динамики, которую показывают все площадки, ожидаем полную окупаемость механизма ОЭЗ уже в этом году», — подчеркнул заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков.

«Отчет о результатах функционирования особых экономических зон является важным фактором контроля эффективности особых экономических зон, достигаемых ими показателей в т.ч. по привлечению резидентов и достижения ими как социальных показателей в виде создания рабочих мест, так и экономических показателей в виде привлекаемых инвестиций и уплачиваемых налогов. Если говорить о результатах то, пожалуй, необходимо отметить, что наибольшую эффективность в 2021 году продолжают демонстрировать особые экономические зоны из таких регионов как Республика Татарстан, Липецкая область, Калужская область, г. Москва, Московская Область, Ульяновская область и др., уже имеющие положительную историю на рынке, обладающие развитой инфраструктурой и сильными командами Эти же особые экономические зоны занимают верхние строчки в рейтинге национального рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ. Таким образом можно в целом говорить о высокой эффективности данных зон и выбранной ими стратегии развития», — отметил директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Андрей Шпиленко.

«Московская область лидер по числу ОЭЗ – в регионе их 5. В таблице эффективности – 4 из 5 подмосковных площадок находятся в зеленой зоне. Лишь одна ОЭЗ вошла в желтую зону, поскольку является самой «молодой» подмосковной ОЭЗ. Это «Максимиха», которая была создана в конце 2020 года. Сейчас на площадке активно реализуется ряд крупных инвестиционных проектов, например, промышленно-продовольственный кластер «Максимиха» и мультимодальный распределительный центр «Усады». Обе компании станут якорными для ОЭЗ и поспособствуют дальнейшему развитию этой территории. Уже в следующем году мы ожидаем, что все 5 подмосковных ОЭЗ будут находиться в зеленой зоне с показателем эффективности выше 80%. На сегодняшний день на территории подмосковных ОЭЗ работают 211 резидентов. Общий объем инвестиций с начала деятельности составил почти 110 млрд рублей», – рассказала заместитель председателя правительства – министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева.

► Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2021 год и за период с начала функционирования особых экономических зон

Источник: Министерство экономического развития Российской Федерации

 


ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ